Приход во имя святителя Николая р.п. Дальнее Константиново. - 19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господне.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Объявления

Все объявления
Каталог православных сайтов
© 2011-2013 г.

19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господне.

19 Август 2012

Преображение Господа произошло незадолго до Его Страданий и Воскресения – немногим более месяца оставалось до Голгофского распятия Христа. Около недели прошло с того времени, как Иисус открыл ученикам Свои близкие страдания, распятие, смерть. Он «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31). Ученики, твердо уверенные в том, что их Учитель является Мессией, Помазанником Божиим, обещанным Богом в глубокой древности, не могли поверить в Его скорую и мучительную, к тому же, смерть. Следуя традиционному иудейскому пониманию пришествия Мессии, апостолы считали, что Иисус, как обещанный еще Адаму и Еве Помазанник, должен во славе земного царя воцариться над еврейским народом и избавить их от завоевателей-римлян. Но Господь воплотился не для земного воцарения, но для небесного, духовного, для искоренения поработителей-бесов в душах людей. Слава Христа, Его сила, как Мессии – в духовной победе над грехом, в освобождении человеческих душ от власти диавола, а не в явной победе над внешними врагами и поработителями.

Для того, чтобы показать апостолам, а через них и всем людям, смысл Голгофской Жертвы, Воплощения, для укрепления их в вере в Него как в Мессию, для уверения их в добровольности Своих страданий Христос показал трем ближайшим к Нему ученикам чудо Преображения.

По Преданию Церкви, Преображение произошло на горе Фавор в Галилее. Евангелисты описывают лишь восхождение Христа с тремя учениками на некую гору, не указывая точного места совершения чуда.

«Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При этом  Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых» (Мк. 9:2-10).

Ученики не понимали, что значит воскреснуть из мертвых. Они поняли значение Воскресения постепенно, уже после того, как оно совершилось. Во время Преображения, явившись свидетелями чуда, Петр, Иаков и Иоанн «были в страхе». Но с течением времени к ним пришло понимание того, что Иисус Христос, истинный Бог, имеет абсолютную власть над всем сущим и Его Страдания есть добровольный шаг Творца ради любви к Его творению. Это убеждение, явившееся не сразу в сердцах учеников Христовых, было покреплено Гефсиманской молитвой, когда Господь молил Бога Отца о свершении Его воли. «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Человеческая природа Христа, имея людские немощи, не хотела страданий телесных. Но Его божественная природа, подчиняя воле Бога страдающую плоть, желала свершения победы над грехом и освобождения от него людей – Воскресения, которое могло осуществиться лишь через страдания и распятие. Это мы видим и во время Преображения.  Божество просияло через человеческую природу, как божественная воля подчинила себе волю человеческую во Христе.

Христианская Церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа со времени возведения храма в честь этого таинственного евангельского чуда. Храм был возведен на горе Фавор в IV веке матерью римского императора Константина Великого, императрицей Еленой, прославленной в лике святых как равноапостольная. Свидетельства о преображенских церковных торжествах на Востоке относятся к пятому веку. Свои проповеди на праздник Преображения писали многие святые Отцы: свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский, прп. Ефрем Сирин. В Византии на праздник Преображения освящали виноград и прочие плоды. А на Руси, перенявшей не только веру, но и религиозные традиции Византии, принято освящать в праздник Преображения яблоки нового урожая. Поэтому в русском народе этот праздник называют еще Яблочным Спасом.

Преображение Господа показало ученикам Славу Его как Бога. Голос Бога Отца, пророки Моисей, законодатель, и Илия, ревнитель о Боге, явились свидетелями истинности того, что Иисус есть сын Божий и Мессия, Которого ожидали евреи. Через это свидетельство получили укрепление веры в мессианство и божество Иисуса Христа Его ученики, а через них – многие народы, которым проповедовали апостолы.

Для всех людей Преображение Господа Иисуса Христа является твердой надеждой на то, что мы уже во время земной жизни можем достигать соединения с Богом, а в вечности нас ожидает всеобщее воскресение. Если мы, исправляя искаженное естество наше, подчиняя греховную плоть воле Бога, состоящую в стремлении к соблюдению заповедей, культивации любви к Богу и ко всем людям в своих душах, будем прибегать к внимательной и искренней молитве, стараясь соединиться с Богом, мы сможем преобразиться еще здесь, на земле. Много таких примеров преображения знает история, когда грешники, угодники бесов становились угодниками Бога. Они преображались, благодаря покаянию и упованию на милосердие и всемогущую любовь Господа к любому человеку. Таким был почитаемый нами ныне священномученик Киприан, обратившийся от угодного бесам волхования к богоугодной жизни; такой была преподобная Мария Египетская, преобразившаяся в глубоком и искреннем покаянии грешница; таким был блаженный Августин, обратившийся к христианству язычник. Этих и многих других людей, прославленных Церковью в лике святых преобразила жизнь во Христе, они достигли подобия Божьего.

Все мы способны достичь преображения из грешников в святых через скорби, подчинив волю плоти воле духа, как Христос сделал это в Гефсиманском борении. Все мы воскреснем и изменимся, как пишет апостол Павел в первом послании к Коринфянам (1 Кор. 15:52). Но для тех, кто смог обуздать свои греховные страсти в земной жизни, подчинить немощную телесную волю воле духа, стараясь соединиться с Богом в молитве, смиренной и праведной жизни, подобной жизни Иисуса Христа, это воскресение станет воскресением жизни. А для тех, кто сам стал рабом греха, над кем господствует телесная немощь, подверженная страстям, это воскресение станет воскресением осуждения. Так Сам Господь говорит об этом: «Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5:29).

В земной жизни все люди имеют шанс обратиться к Богу, отвратившись от греха и диавола. Примером этого служит благоразумный разбойник, преобразившийся, обратившись к Богу, на смертном, можно сказать, одре. Он получил спасение за покаяние, хотя недолгое, но искреннее.

Преображение Господне является одним из самых почитаемых и любимых на Руси церковных праздников. В Нижнем Новгороде есть много храмов, для которых этот праздник является престольным. Среди них и массивный основательный Спасо-Преображенский собор в Сормовском районе, и небольшие приходы в Нижегородском, Канавинском, Ленинском районах города.

 

 

 

 

Текст Евдокимов Иван.

 



назад к списку новостей